РАДИОПРОГРАММЫ

 

ПАВИЛЬОННЫЕ ЗАПИСИ ПЕСЕН Е.МАРТЫНОВА

Аудио архив клуба  

★ ★ ★ ★ ★


СТУДИЙНЫЕ  ★  ПАВИЛЬОННЫЕ  ★  ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ★  РЕСТАВРИРОВАННЫЕ  ★   НЕАВТОРСКИЕ ★   РАДИОПРОГРАММЫ

sdfdf

РАДИОПРОГРАММЫ

Радиопрограммы и записи эфиров, посвященных Евгению Мартынову

 

★ ★ ★ ★ ★

СТУДИЙНЫЕ  ★  ПАВИЛЬОННЫЕ  ★  ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ★  РЕСТАВРИРОВАННЫЕ  ★  НЕАВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РАДИОПРОГРАММЫ 

 


 

«Вспоминаем Евгения Мартынова. ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ». 
Программа «Радио России», 2018 г.»

★ ★ ★ ★ ★


★ ★ ★ ★ ★

Выход в эфир этой радиопрограммы был приурочен к годовщине памяти композитора и певца Евгения Мартынова (напомним, годы его жизни: 1948–1990). Трансляция происходила в «живом» эфирном формате, в рамках информационно-познавательного радиопроекта «ПЯТИДНЕВКА». Ведущим в студии был Вадим Тихомиров, а его гостем – родной (младший) брат Е.Г.Мартынова, заслуженный деятель искусств РФ, композитор Юрий Мартынов. В процессе передачи, к разговору присоединились – по телефонной линии – известный московский поэт Игорь Кохановский (соавтор Евгения Мартынова) и певец Александр Серов (народный артист РФ).

К сожалению, перед выходом в эфир главный выпускающий редактор сократил время мартыновского сюжета в пользу «горяче-актуальных» рекламно-новостных сообщений (как в начале, так и в конце часового блока). Потому, вместо планировавшихся 50 минут, сюжету было выделено чуть больше 35 минут. А, согласитесь, в четверть часа эфирного времени, можно было вместить 4 песенные иллюстрации с комментариями!.. Тем не менее, в передаче звучат песни в авторском исполнении, это – «Отчий дом» и «Лебединая верность» (со стихами А.Дементьева), «Чудо любви» (стихи И.Кохановского), а также «Выдумал тебя» в исполнении А.Серова (стихи М.Танича). Признаемся, однако, что эфирный вариант передачи нам пришлось для данной публикации немного подкорректировать («чуть-чуть»).

Ввы, по вышеуказанной причине сокращения времени, в передачу не вошло и заранее заготовленное радиоинтервью самого Евгения Мартынова. Наверно, такой архивный эпизод был бы для слушателей более желанным, чем сторонние рассказы о судьбе композитора. И потому всех слушателей, кому таковые интервью интересны, мы отсылаем на наш сайт www.EMartynov.ru – в раздел «АУДИО», подраздел «Радиопрограммы». Там нами выложены аннотации-пояснения к архивным программам разных лет и даны прямые ссылки-выходы на радиопередачи, в которых артист сам рассказывает о себе и своём вдохновенном творчестве.

Хронометраж программы (в данном интернет-варианте) – 36 мин. 39 сек.

К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«Наши славные земляки. Е.МАРТЫНОВ»
Донецкое областное радио, 1979 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Эта радиопрограмма, как и подобные ей, записанные в Донецке в 1976–1977 годах и представленные нами ранее, являет собой рассказ Евгения Мартынова – композитора и исполнителя своих песен – о себе и важных творческих событиях его жизни на тот момент. Программа записана журналистом, тогдашним диктором областного Донецкого радио Александром Ляшко и первоначально транслировалась в формате проводного радиовещания в «родном» регионе. Но, судя по тому, что заключительные слова композитора, сохранившиеся записанными на «исходно-рабочую» аудиоплёнку, звучат в разных вариантах, как адресующиеся радиослушателям нескольких регионов СССР, – можно сделать вывод, что данная программа в иных версиях должна была транслироваться (и даже выходить в эфир на радиоволнах) не только в Донбассе. О такой технологии журналистской деятельности сообщал – заранее и по факту – сам А.Ляшко, готовивший подобные «Встречи с артистами» для многих региональных радиостанций. Именно его голос, наряду с голосом главного героя – Евгения Мартынова, – периодически появляется в передаче, ненавязчиво прослаивая рассказы и песни «славного донбасского земляка».

Конкретно разговор записывался в репортажном формате (то есть не в радиостудии), и его составили такие сюжетные темы: начало творческого пути артиста, его конкурсные победы, новые песни из недавно записанной на Фирме «Мелодия» авторской пластинки-гигант, и другое… В качестве музыкальных иллюстраций использованы песни: «Отчий дом», «Баллада о матери», «Натали», «Алёнушка», «Чайки над водой», «У Есенина день рождения», «Летом и зимой», «Прости» (все со стихами А.Дементьева); «Трубка мира» и «Письмо отца» (стихи А.Дементьева и Д.Усманова); «Яблони в цвету» и «Я тебе весь мир подарю» (стихи И.Резника); «Звучи, любовь!» и «Свадебный вальс» (стихи Р.Рождественского); «Верую в тебя» (стихи А.Вознесенского); «Колыбельная пеплу» (стихи Ю.Марцинкявичюса); «Песня о моей любви» (стихи С.Острового). Многие песни даны в сокращении. В качестве их исполнителей, помимо Евгения Мартынова, предстали: София Ротару, Карел Готт и Яак Йоала.

 

Следует особо подчеркнуть, что представляемая радиопрограмма является самой объёмной из сохранившихся (!), в которых Евгений Мартынов поведал о себе и своём творчестве. Причём в данном случае он сделал это в довольно свободной, непринуждённой и доверительной манере (и атмосфере): импровизируя в процессе записи, а не просто зачитывая подготовленные заранее текстовые наброски. Правда, к концу передачи по голосу и тонусу респондента можно определить, что он от разговора немного подустал, но, тем не менее, логические построения предложений выстраивает стройно. Отметим также, что, как и все иные, ранее опубликованные нами украинские радиоматериалы, эта программа была предоставлена «Клубу Е.Мартынова» Александром Ляшко, – за что ему громадная благодарность (пусть она долетит до Него на «Тот Свет»)!

Хронометраж программы (в нашем интернет-формате) – 60 мин. 14 сек.

К современной публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«У нас в гостях композитор Е.МАРТЫНОВ»
Донецкое областное радио, 1977 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Данная музыкальная передача является, по сути, продолжением подобной – 1976 года, называвшейся «Музыкальная встреча в студии. Евгений МАРТЫНОВ», – её мы в интернете представили ранее. Новая, представляемая нами программа, как и предыдущая, была записана в Донецке и транслировалась на территории Донецкой области в формате проводного радиовещания. Потому её предваряют те же радиопозывные, – основанные на начальном мотиве популярной в Донбассе песни «Шахтёрская лирическая» (из художественного фильма 1972 года «Шахтёры»). К слову, тот же песенный мотив до сих пор используется во многих городах и весях Донецкой области в качестве уличного оповещателя местного времени (по типу Кремлёвских курантов

Возвращаясь к существу вопроса, укажем, что в программе «У нас в гостях композитор Е.Мартынов» гость рассказал о своих новых творениях и их популярных (на тот момент) исполнителях, поведал о последних записях и планах, назвал имена аранжировщиков своих песен, поделился впечатлениями от недавних зарубежных поездок и телевизионных съёмок… Ну а яркими музыкальными иллюстрациями к рассказам артиста послужили следущие его песни: «Ты приносишь мне рассвет» (сл. А.Дементьева и Д.Усманова), «Чудо любви» и «Весёлый зонтик» (сл. И.Кохановского), «Берёзка» (стихи С.Есенина), «Я жду весну» (сл. А.Дементьева), «Я тебе весь мир подарю» (сл. И.Резника) – всё это в авторском исполнении; «Начни сначала» (сл. А.Вознесенского) – в исполнении С.Ротару; «Лебединая верность» – в исполнении испанского певца Мичела. Некоторые песни из перечисленных даны в сокращении. Подготовили и записали программу работники донецкого радио Иван Халабузарь и Александр Ляшко, – они же сохранили данный материал для потомков и, главное, своевременно передали его нашему «Клубу» (а если говорить точнее, – Юрию Мартынову).


Хронометраж программы – 25 мин. 06 сек.


К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

 

«Музыкальная встреча в студии. Евгений МАРТЫНОВ»
Донецкое областное радио, 1976 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Представляемый аудиоматериал – это относительно небольшая (но и не маленькая) музыкально-новостная передача, записанная в Донецке и транслировавшаяся на территории Донецкой области в формате проводного радиовещания. Коротко поясним: в советские времена радиовещание в городах и весях Донецкой области удивительным образом совмещало в себе передачи четырёх разных вещателей. А именно: всесоюзного (т.е. московского) радио; республиканского (т.е. киевского) радио; областного (т.е. донецкого) радио; местной городской или районной радиоточки. Русский и украинский языки переплетались в радиоприёмниках, взаимно дополняя друг друга – особенно в песнях.

Проводной радиосвязью при этом обеспечивались все жилые и производственные объекты, а также парки, площади, базары и иные места массового скопления людей. Причём сами радиотрансляторы часто размещались на уличных столбах и даже на деревьях – для оперативного прослушивания информационных и новостных сообщений, музыкальных и литературных программ. Послушать всё это можно было сидя на лавочке в парке или гуляя у здания горсовета. Ну а в свете «нашей» темы важно то, в частности, что областное и местное украинско-донбасское радио осуществляли тогда своё вещание преимущественно (или как правило) на русском языке, – в результате чего предлагаемый вашему вниманию аудиоматериал не нуждается в переводе и пространных пояснениях.

К слову, позывными Донецкого радио был мотив из очень популярной в Донбассе песни «Шахтёрская лирическая» (А.Флярковского на стихи А.Лядова). Он, так же как и мотив украинской народной песни «Реве та стогне Днiпр широкий» (на стихи Т.Шевченко), по сей день звучит в Донбассе – на Украине – в качестве эфирных позывных и уличного оповещателя местного времени (по типу Кремлёвских курантов).

Запись представляемой программы состоялась осенью 1976 года – и в ней Евгений Мартынов поведал о «весенне-летних» событиях своей творческой биографии. А главным для композитора событием на тот момент вполне можно считать его успешное выступление на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. Евгению очень важно было завоевать международное признание в статусе профессионального певца – после своего (за год до того) триумфального выступления в качестве композитора на фестивале «Братиславская лира». Получив «Серебряную медаль» болгарского конкурса, композитор гордился тем, что местные слушатели, музыканты и журналисты нарекли его Серебряным Орфеем из России! Тогда, на конкурсе, он вдохновенно исполнил свою «Алёнушку» и две болгарские песни – «Наше лето» и «Свет в окне» (композиторов Тончо Русева и Найдена Андреева соответственно).

О других событиях, освещённых в этой программе, можно узнать послушав её. Музыкальными иллюстрациями к рассказам молодого композитора и певца послужили следущие творения: «Свет в окне» (музыка Н.Андреева, стихи К.Станишева в переводе В.Трякина), «Алёнушка» (стихи А.Дементьева), «Соловьи поют, заливаются…» (стихи Д.Усманова) – все три песни в мартыновском исполнении, правда последняя – с преобладающим звучанием ВИА «Семеро молодых»; «Я жду весну» (стихи А.Дементьева) – в исполнении эстонской джазовой певицы Хейди Тамме. Отметим также, что подготовили программу работники донецкого радио Иван Халабузарь и Александр Ляшко, – они же сохранили данный исторический материал для потомков, своевременно передав его «Клубу Е.Мартынова».


Хронометраж программы – 17 мин. 16 сек.


К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«Вiд суботи до суботи. Розмова з Є.МАРТИНОВИМ»
Украинское радио, Киев, 1980 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Аналогичный сюжет из популярной киевской радиопередачи «Вiд суботи до суботи» 1983 года ранее был размещён на нашем портале для всеобщего прослушивания. Он, как и полагается при публикациях, снабжён соответствующими текстовыми комментариями. Однако и на сей раз, чтобы современным слушателям – тем более гражданам, не связанным с Украиной, – было понятно, о какой именно программе идёт речь, мы частично повторяем изложенную ранее информацию об этом вопросе.
Итак, имеется в виду украинская еженедельная 55-минутная передача, название которой должно быть понятно и без перевода: «От субботы до субботы». А название «нашего» сюжета переводится как «Разговор с Е.Мартыновым». Выходя в украинский эфир на главной радиокнопке УССР в то же самое время, что и «Здравствуй, товарищ!» в РСФСР, эта еженедельная музыкально-развлекательная передача была очень популярна у радиослушателей. И потому многие эстрадные песни, их авторы и исполнители пробивались в «свет» благодаря, в частности, ей. Нередким гостем радиопрограммы был «московский» (со второй половины 70-х годов) композитор и исполнитель своих песен Евгений Мартынов.

Конкретно данный выпуск передачи, по информации и воспоминаниям журналиста и диктора Украинского республиканского радио Александра Ляшко, имел сценарный заголовок «Олiмпiйська радioсубота» и посвящался предстоящим тогда Всемирным Олимпийским играм в Москве, а проще говоря – Московской Олимпиаде 1980 года. Потому и музыкальный разговор в студии вёлся «Про молодiсть, кохання i спорт», то есть «О молодости, любви и спорте». Отвечая на вопросы радиоведущего (а он вещал на украинском языке), Евгений Мартынов, как гость, поведал слушателям о своей «причастности» к спорту в детском и зрелом возрасте, об отношении к любимой футбольной команде «Шахтёр-Донецк», о недавно выпущенной большой грампластинке «Евгений Мартынов поёт свои песни» и о другом-разном, что лучше самим послушать – без пересказа.

В  качестве музыкальных иллюстраций в программу включены такие песни в авторском исполнении: «Время думать о девчонках» (стихи В.Харитонова), «Так держать!» (стихи А.Дементьева и А.Пьянова), «У Есенина день рождения» (стихи А.Дементьева), «Берёзка» (стихи С.Есенина). Отметим также, что настоящий архивный материал был предусмотрительно сохранён для истории нашим другом, вышеупомянутым А.Ляшко, и после кончины композитора в 1990 году передан «Клубу Е.Мартынова», – за что мы Александру Яковлевичу безмерно благодарны.
Хронометраж сюжета – 16 мин. 36 сек.
К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«МУЗЫКА ДЕТСТВА. Знакомьтесь: Сергей Мартынов»
Программа «Радио-1 Останкино», 1993 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Данный сюжет – это небольшая часть довольно объёмной программы «Музыка детства». Он представляет собой «радиознакомство» слушателей с 8-летним сыном композитора и певца Евгения Мартынова – Сергеем. Кому дороги или интересны память и творчество очень популярного в прошлом эстрадного автора и исполнителя Евгения Мартынова (годы жизни: 1948–1990), тому, возможно, будет интересно послушать самое первое радиоинтервью его сына и эфирную премьеру песни, записанной накануне самым «мелким» из Мартыновых. А для него – Сергея Евгеньевича – 1993 год с творческо-музыкальной точки зрения был дебютным: тогда состоялись его первые концертные выступления и телевизионные съёмки, самые первые исполнительские записи («наложение голоса») в 3-й и 5-й студиях ГДРЗ.
На всякий случай поясним: ГДРЗ – это Государственный дом радиовещания и звукозаписи, некогда называвшийся ДЗЗ (Дом звукозаписи), находящийся в Москве на улице Качалова, 24 (ныне Малая Никитская). По тому же адресу располагалось и Всесоюзное радио с большинством его редакций, включая музыкальную, литературную, детскую, «Маяк»… Но легендарное Всесоюзное радио в 1991 году уступило свой монопольный геополитический статус новому образованию – «Радио России» – и стало именоваться «Радио-1 Останкино». А в дальнейшем, после непрекращавшегося передела собственности на ниве гостелерадио, оно корректировало свой статус и юридическое название – и в итоге вообще прекратило существование в 2010 году, прожив поистине людской век – 85 лет. Ныне же показательно, что достойным преемником его, как и Центрального телевидения или Всесоюзной фирмы грамзаписии «Мелодия», так никто и не стал (да и не мог таковым стать, как никакая из 15-ти союзных республик не смогла стать достойным преемником СССР). К слову, некоторые российские каналы в своё наименование сейчас включают аббревиатуру «Радио 1», однако они не являются правопреемниками того великого ведомства, о котором кратко велась речь и которое, как ни странно, благодаря участию некоторых его руководящих персон, способствовало созданию «Клуба Е.Мартынова» в уже далёком для нас 1993 году..

Конкретно о представляемом выпуске программы «Музыка детства» нужно добавить следующее. Записывался он в студии того самого, упоминавшегося выше радиоцентра на улице Качалова, из которого вещал во время войны Юрий Левитан. Редактором и ведущим программы был Геннадий Крылов. Он же своевременно предоставил нам данный сюжет о юном Сергее Мартынове в оригинале – то есть на магнитной немецкой плёнке ORWO (именно на такую в последние советские годы производились «исторические» радиозаписи). За это мы ему очень благодарны. А детская песня, прозвучавшая в программе, называется «Мы вопросы задаём». Её авторы – композитор Юрий Мартынов и поэт Виталий Татаринов

И в заключение, упреждая возможные вопросы наших друзей и подписчиков, сообщим, что герой радиосюжета Сергей Мартынов музыкантом, увы, не стал, и даже профессионального образования в области искусства не получил. Короче, уехав с мамой в Испанию, он отцовское дело никоим образом не продолжил, хотя явные способности к тому имел.

 

Хронометраж сюжета – 7 мин. 39 сек.К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

 

«Композитор Евгений МАРТЫНОВ»
Украинское радио, Киев, 1984 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Данный аудиоматериал представляет собой музыкальный рассказ певца и композитора Евгения Мартынова о себе и своём песенном творчестве. Интервьюировал московского гостя в киевской студии диктор Украинского республиканского радио Александр Ляшко. Необходимо заметить, что Александр всегда разговаривал с респондентами предельно тактично и старался не загружать полезную информацию от первого лица своими репликами или дополнениями. А при подготовке материала к эфиру заботился о том, чтобы представить вниманию слушателей откровения «радиогероя» масимально полными и цельными, по мере возможности очищенными от иных голосов и вопросов к гостю, часто оставляемых «за микрофоном». Потому записанные и сохранённые Александром интервью Мартынова сейчас больше походят на «аудиомемуары» композитора, чем на журналистские беседы с ним в студии. В этом особенность и данной, почти часовой музыкальной программы, ибо она смонтирована таким образом, будто московский гость общается с украинскими радиослушателями напрямую – без каких-либо студийных посредников.
Материалом для музыкальных иллюстраций и темами рассказов в программе послужили следующие творения композитора: «Песня, в которой ты», «Встреча друзей», «Марш-воспоминание», «Добрые сказки детства», «Эхо первой любви» (все со стихами Р.Рождественского); «Мамины глаза», «Если есть любовь», «Не надейся!» (стихи М.Пляцковского); «Земля цветов» (стихи И.Шаферана); «У Есенина день рождения» (стихи А.Дементьева); «Расскажи мне, мама…» (стихи А.Дементьева и Д.Усманова). А исполнителями названных песен выступили: сам автор, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Ирина Понаровская, Анне Вески, ВИА «Лейся, песня».

К  слову, слушатель, вероятно, обратит своё внимание на то, что голос Евгения Мартынова с середины программы периодически приобретает черты небольшой простуженности или «заложенности носа». Это, возможно, по причине того, что А.Ляшко, о котором рассказывалось выше, при монтаже данной радиопрограммы использовал свои же материалы незначительной, но всё-таки «прошлогодней» давности, когда записывался сюжет к передаче «Вiд суботи до суботи». Тот радиосюжет 1983 года был представлен нами в предыдущей аудиопубликации. И в предисловии к нему замечено о такой особенности звучания голоса артиста. Правда, могли быть и иные причины и объяснения этому, едва слышному «обстоятельству» давнего 1984 года, которые теперь вряд ли актуальны и кому-нибудь интересны.


Хронометраж радиопрограммы – 54 мин. 15 сек.


К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«Вiд суботи до суботи. Поздоровлення вiд Є.Мартинова»
Украинское радио, Киев, 1983 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Предлагаемый вниманию сюжет – это часть украинской еженедельной 55-минутной передачи, название которой должно быть понятно и без перевода: «От субботы до субботы». Выходя в эфир на «главной радиокнопке» УССР в то же самое время, что и «Здравствуй, товарищ!» в РСФСР, эта музыкально-развлекательная передача была очень популярна у слушателей. А потому многие эстрадные песни, их авторы и исполнители «пробивались в свет» благодаря, в частности, ей. Нередким гостем субботней радиопрограммы был «московский» (с середины 70-х годов) композитор и исполнитель своих песен Евгений Мартынов. Вот и название представляемого сюжета соответственное, переводящееся на русский язык столь же просто, как и название передачи: «Поздравление от Е.Мартынова». Ясно, что поздравление песенное, предновогоднее – с полагающимися для подобных оказий пожеланиями в канун 1984 года.
К небольшому сожалению, данный архивный материал сохранился без привычного представления гостя в студии. Потому ведущий программы (диктор Украинского радио Александр Ляшко) вступает в разговор после начальной песни, а не перед ней, как было в реальном эфире. Можно ли это обстоятельство теперь расценивать как значительное упущение?.. Вряд ли, поскольку главное в радиосюжете сохранилось – выступление самого Мартынова. Для полноты информации добавим ещё одно малозначительное замечание: аудиозапись происходила в декабре, и по голосу артиста слышно, что он немного простужен. Сия «сезонная напасть», однако же, не отразилась на вдохновенности речей маэстро и, разумеется, не умалила ценности сохранившегося материала.

А две мартыновские песни, бодро прозвучавшие в киевской передаче в авторском исполнении, это: «Летом и зимой» (стихи А.Дементьева) и «Земля цветов» (стихи И.Шаферана). Именно вторая песня (она условно посвящена Донецку) и была тем предновогодним «поздоровленням» родным украинским слушателям от Евгения Мартынова – с пожеланием им мира и добра. В наши дни это пожелание вдруг стало до боли актуальным и желанным. И вправду, как поётся в песне: «Только бы над миром небо было ясное, над всеми небо было ясное, и на земле росли цветы!». Пусть так всё и будет!

Хронометраж сюжета – 9 мин. 00 сек.

К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«Наш гость – Евгений Мартынов»
Радиостанция «Промiнь», Киев, 1982 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Композитор и исполнитель своих песен Евгений Мартынов, когда окончательно стал москвичом, бывал на Украине не просто «частенько», а регулярно. Он там вырос, учился, начал сочинять и петь, нашёл свою любовь. Более того, в Донбассе жили его родители, обо там родовые корни отца. А самыми близкими для него городами были Киев, Донецк и Артёмовск (Донецкой области). Почти каждый приезд на родину для артиста сопровождался теле- и киносъёмками, радиозаписями и встречами с журналистами печатных изданий. Благодаря одному из его украинских друзей – диктору сначала Донецкого областного, а потом Украинского республиканского радио Александру Ляшко, – сохранились записанные на магнитофонную плёнку сюжеты из разных радиопрограмм с участием артиста, актуальные беседы с ним в студийном и репортажном форматах
Необходимо заметить, что не все «украинские рассказы» композитора дошли до нас запечатленными в конкретные формы тех передач, в которых они выходили в эфир. Как часто бывает у журналистов, разговор с респондентами интервьюеры могут записать единым, многосюжетным блоком, для того чтобы потом делить его и выдавать в эфир отдельными частями, порой в разных программах. Мало того, бывает, что свой материал журналисты (и корреспонденты) могут отправить в радиостудии других городов и республик, с которыми у них налажены производственные связи. Касательно аудиоматериалов А.Ляшко мы имеем как раз тот самый случай: его радиосюжеты выходили в эфир в разных городах СССР, и он записывал их, в основном, на русском языке, так как русскоговорящая аудитория была и остаётся, по сути, неохватной

Конкретно данный аудиоматериал «эфирился» киевской радиостанцией «Промiнь» (что переводится – «Луч»), являющейся аналогом московского «Маяка», только с дикторским ведением на украинском языке. Представляемый сюжет являет собой рассказ Евгения Мартынова о его последних на тот момент четырёх песнях, предложенных на суд слушателям в авторском исполнении. А в качестве введения «в радиотему» послужило малоизвестное россиянам песенное творение композитора на стихи украинского поэта Владимира Кудрявцева «Кольори кохання» (русское название «Цвета любви»), записанное им в 1976 году на Киевском радио. Другие же песни, о которых далее поведал автор, таковы: «Заклятье» (на стихи классика индийской поэзии Назрула Ислама); «Мамины глаза», «Если есть любовь» и «Не надейся!» (три песни на стихи поэта Михаила Пляцковского, к слову тоже украинского происхождения). И так уж выходит, что эта публикация сегодня является данью памяти всем пятерым упомянутым творческим личностям: Е.Мартынову, Н.Исламу, В.Кудрявцеву, М.Пляцковскому и А.Ляшко. Царствие им Небесное!..
Хронометраж сюжета – 21 мин. 47 сек.
К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«ВСТРЕЧА ПО ЗАЯВКАМ. Е.Мартынов»
Радиостанция «Маяк», 1983

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Представляемый аудиоматериал – это небольшой музыкальный сюжет из информационно-музыкальной программы Радиостанции «Маяк». Ничего примечательного в данном, типичном для «Маяка» сюжете нет, если не учитывать того, что составили его две песни композитора Евгения Мартынова в авторском исполнении. Причём (что важно) к одной из них композитор наговорил короткое предисловие, а именно – к новому на тот момент творению под названием «Земля цветов» (стихи И.Шаферана). Так вышло, что рождение этой песни в значительной степени связано с посещением в 1983 году родного для Евгения города Донецка, о чём и было поведано слушателям. Ну а другой, так сказать – «заявочной» песней в сюжете стала «Встреча друзей» (стихи Р.Рождественского). Она, по своей сути, точно подошла к программной радиорубрике «Встреча по заявкам».
Cтоит заметить, что подобные песенные выступления на волнах радиостанции были для Е.Мартынова довольно обычным явлением. Как правило, в Государственном доме радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) они записывались в составе одного общего блока, вмещавшего короткие рассказы о нескольких песнях. После записи редактор (или корреспондент) чаще всего делил свой репортажный материал о встрече с артистом на разные сюжетно-тематические странички и выдавал их в эфир по отдельности и по обстоятельствам (хотя мог всё «отэфирить» и целиком). Наш сюжет как раз и представляет собой часть такой большой беседы, записанной за один присест – впрок – для разных «радио-оказий».

К слову, в домашнем архиве Евгения Мартынова сохранилось немало аналогичных, зафиксированных на магнитофонных кассетах, «отрывков из обрывков», как их называл сам композитор. Но все они записаны в неудовлетворительном качестве – с эфирными помехами и не целиком. Такое досадное обстоятельство связано с тем, что специально такие радиорассказы при жизни артиста никто из родственников и близких не собирал и коллекционировать их не намеревался. А представляемый нами радиосюжет, чудом сохранившийся благодаря одной из поклонниц Евгения Мартынова, оказался по качеству пригодным к реставрации (произведённой, кстати, в упомянутом выше ГДРЗ) и, в целом, достойным современной публикации.

Хронометраж радиосюжета – 8 мин. 55 сек.


К интернет-публикации материал подготовили: Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«МОСКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ. Евгений Мартынов»
Аудиоверсия телефильма ЦТ, 1985 г..

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Представляемая аудиопрограмма является технически компромиссным продуктом, созданным, или вернее сказать, воссозданным на основе фильма, произведённого Главной редакцией телепрограмм для Москвы и Московской области Центрального телевидения СССР. Дело в том, что сам фильм, к большому сожалению, не сохранился. Не сохранился он по причине банальной «перестроечной» бедности. А точнее – потому, что из-за экономно-лимитированной выдачи телевизионщикам дефицитной в то время видеоплёнки у редакций не было возможности сохранять свою продукцию, вышедшую в эфир: после её трансляции эфирные и рабочие видеорулоны размагничивали и на ту же плёнку производили новые и новые записи. К тому же, режиссёр «мартыновского» телефильма Валентина Демидова надеялась на запуск, долгосрочного, своего проекта «Московские встречи», – аналогичного «Подмосковным встречам», цикловые программы которого редко, но всё же регулярно выходили в эфир (один раз в два месяца). Однако в отделе планирования Главной дирекции программ что-то «не срослось» – и проект В.Демидовой, едва начавшись, вскоре прекратил существование. Именно по указанным двум причинам «наш», довольно успешный фильм, не став основанием и началом большого телевизионного цикла, не был сохранен в редакционной видеотеке и, тем более, не был передан на хранение в общесоюзный телерадиофонд.
Так или иначе, говоря современным языком, вниманию слушателей теперь предлагается реставрированный и частично подкорректированный «саундтрек» несохранившегося музыкального телефильма 1985 года. А «сотворился» ли (в результате перепрограммирования исходного материала) из телевизионного фильма полноценный радио- или аудиофильм, судить слушателям. Однако сам по себе данный материал представляет определённую документальную ценность уже только потому, что в нём запечатлены речи: Евгения Мартынова и его старшего коллеги – композитора Серафима Туликова, поэтов – Роберта Рождественского и Андрея Дементьева, мамы главного героя – Нины Трофимовны. Ценно и то, что хоть вторым планом, но всё же запечатлена игра композитора на его домашнем рояле, а также на кларнете под аккомпанемент супруги Эвелины. Укажем также, что, помимо голосов и игры перечисленных персонажей, в фильме «за кадром» задействованы голоса диктора и неких граждан из съёмочно-массовочной публики.

В аудиофильме звучат четыре песни в авторском исполнении – «Лебединая верность» и «Отчий дом» (стихи А.Дементьева), «Эхо первой любви» и «Марш-воспоминание» (стихи Р.Рождественского). Помимо того, за роялем, повествуя о своих первых творческих успехах, композитор исполнил по куплету из песен «Я жду весну» и «Яблони в цвету» (стихи, соответственно, А.Дементьева и И.Резника). Также, рассказывая за роялем о своём детстве, он напел по куплету из двух песен, популярных в послевоенные 50-е годы. Впрочем, последний сюжет позаимствован из другой, известной поклонникам Евгения Мартынова программы ЦТ – «Театральные встречи», 1984 года. Плюс ко всему, ближе к концу фильма, за голосом диктора, звучит фрагмент фортепианной импровизации на мелодическую тему композитора, воплотившуюся после его кончины в песню «Рассветный луч» (для справки: эта песня была обнародована в 2016 году издательством «Композитор», как созданная Евгением Мартыновым и его братом Юрием – в соавторстве).

 

 

Хронометраж программы – 30 мин. 39 сек.

Изготовитель мастеринга «фильм-версии» – Владимир Макарихин, редактор – Юрий Мартынов. (2018 г.)



«С ДОБРЫМ УТРОМ. Е.Мартынов о своей юности»
Радиопрограмма Всесоюзного радио, 1986 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Это часть советской воскресной развлекательной передачи «С добрым утром!». Для почитателей творческого наследия певца и композитора Евгения Мартынова она интересна не только тем, что в ней прозвучали две его «весенние» песни в авторском исполнении: одна – из самых ранних, другая – из последних на тот момент. Интересна она, прежде всего, тем, что в ней артист вдохновенно рассказал о своём музыкальном детстве и творческой юности, напел звучавшие в его «юные времена» песни, – причём сделал это столь непринуждённо и искренно, словно общение и запись происходили в домашем, семейно-дружеском кругу, а не в останкинской радиостудии. Конечно, в немалой степени этому обстоятельству поспособствовала «неуёмная» ведущая программы – ныне известная всем по телепередаче «Аншлаг» – Регина Дубовицкая. Сначала она сама живо рассказала слушателям о своём госте-композиторе, а потом попросила и гостя уточнить и дополнить некоторые факты его биографии, о чём в письмах просили радиослушатели
Признаемся, сюжет с Мартыновым сохранился без двух «вводных в тему» предложений, предшествовавших начальной песне. Но если доверять архивной машинописной информации, некогда почерпнутой нами из редакционной «Микрофонной папки», то в самом начале сюжета Регина Дубовицкая произнесла следующее:
– А сейчас – обещанный нашим радиослушателям сюрприз! По их просьбе, сегодня в гостях у «Доброго утра» очень популярный композитор и столь же популярный исполнитель своих песен – Евгений Мартынов!..

Как было указано выше, в программе прозвучали две песни. Именно с первой из них началось авторское восхождение молодого Евгения Мартынова, а также его плодотворное сотрудничество с музыкальными и иными редакциями Гостелерадио СССР. Речь идёт о песне «Я жду весну». В конце 1972 года она впервые прозвучала в музыкальной программе Центрального телевидения, будучи исполненной джазовой певицей Гюли Чохели. Правда, то была песня «почти» или «совсем» другая, ибо называлась – «Моя любовь», и стихи к ней написал не Андрей Дементьев, как в «Я жду весну», а Павел Леонидов. «Моя любовь» стала для композитора и первой граммофонной ласточкой: её включила в свою дебютную большую пластинку молодая София Ротару. Но вскоре поэт П.Леонидов эмигрировал в США – и его стихи и песни оказались в СССР под запретом. В результате красивая мартыновская мелодия в 1974 году была заново подтекстована А.Дементьевым и стала называться «Я жду весну» (при этом тема «ожидания любви» в песне осталась прежней).

В рассказе Р.Дубовицкой о начале песенной карьеры Евгения Мартынова переплелись разные обстоятельства, – относящиеся к вышеосвещённой песне и к иным опусам, в частности к «Балладе о матери». Потому бойко поведанные ведущей биографические эпизоды из жизни композитора стоит воспринимать как художественно-вольное толкование действительно происходивших событий. Ну а второй песней в программе стала «Белая сирень», на стихи А.Поперечного. Ради премьеры данного песенного шлягера – впоследствии лауреата «Песни-86» и «Песни-87» (двух фестивалей, как это ни странно) – и была затеяна встреча в студии с Евгением Мартыновым. Благодаря ей теперь – 30 с лишним лет спустя – мы можем послушать разговорный голос артиста и его «живую» манеру общения, невольно заряжаясь при этом доброй, поистине солнечной «мартыновской» энергией.

 



Хронометраж радиосюжета – 13 мин. 14 сек.
К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«В РАБОЧИЙ ПОЛДЕНЬ. Встреча с композитором Е.Мартыновым»
Программа Всесоюзного радио, 1987 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Музыкальную радиовстречу с композитором и исполнителем своих песен Евгением Мартыновым провела корреспондент Всесоюзного радио Ольга Громова. А сама запись этой встречи в формате «рабочего полдня» происходила, как ей и полагалось, в легендарном ГДРЗ – Государственном доме радиовещания и звукозаписи (на ул. Качалова, д. 24). Вся получасовая программа была целиком посвящена гостю-артисту. И он в ней, с помощью ведущей конечно, успел осветить разные периоды своей творческой деятельности, поведать об истории создания некоторых популярных песен, о последних жизненно важных событиях и планах на будущее.
Следует заметить, что данный выпуск программы выходил в эфир в канун присуждения Е.Г.Мартынову звания лауреата премии Ленинского комсомола, а потому имел функцию, скажем так, общественной поддержки представления артиста на соискание столь высокой премии. Для справки сообщим также, что кандидатура Е.Г.Мартынова представлялась в комиссию по премиям ЦК ВЛКСМ Московской организацией Союза композиторов РСФСР и редакцией журнала «Комсомольская жизнь». В результате общий тон передачи (особенно в первой её половине) приобрёл отчётливо выраженное патриотическое звучание. Это, однако, не сказалось «отрицательно» на восприятии художественных качеств программы. А конкретно в отношении гостя, наоборот, даже подчеркнуло факт того, что песенное творчество признанного лирика Мартынова гораздо значительнее и объёмнее, чем думалось многим его «лирическим» поклонникам и поклонницам
Музыкально-иллюстративную часть передачи составили следующие песни композитора: «Марш-воспоминание» (на стихи Р.Рождественского), «Выдумал тебя!» и «Повезло!» (обе на стихи М.Танича) – в авторском исполнении; «Баллада о матери» (на стихи А.Дементьева) – в исполнении Софии Ротару; «Заклятье» (на стихи Н.Ислама) – в исполнении Ирины Отиевой. Причём последняя песня-баллада представлена в концертной записи. Аудиобуклетом прозвучали также отрывки из песен: «У песни есть имя и отчество» (на стихи М.Лисянского), «Берёзка» (на стихи С.Есенина), «Я жду весну» (на стихи А.Дементьева), «Зовёт Земля» и «Если сердцем молод» (обе на соавторские стихи А.Дементьева и Д.Усманова), – эти песни исполнили соответственно М.Кристалинская, ВИА «Орэра», С.Ротару, Е.Беляев (или Ансамбль п/п Советской Армии им. А.Александрова) и ВИА «Самоцветы». Ну а в самом начале программы использовано звучание оркестровой пьесы «Яблони в цвету» в исполнении эстрадного оркестра Братиславского радио.
Хронометраж передачи – 29 мин. 07 сек.
К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«С ДОБРЫМ УТРОМ. Музыкальный сюжет с участием Е.Мартынова»
Радиопрограмма Всесоюзного радио, 1979 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Представляемый радиосюжет является частью развлекательной программы «С добрым утром!», вышедшей в эфир в последнее воскресенье декабря 1979 года. В советские времена эта еженедельная передача пользовалась необычайной популярностью, а потому многие юмористические рассказы и шуточные песни уплывали в народ именно на радиоволнах «доброго утра». Конкретно данный выпуск программы своеобразен тем, что в нём был активно задействован юморист- пародист Владимир Винокур. И сюжет с участием Евгения Мартынова тоже связан с Владимиром Натановичем. В создании выпуска участвовала Регина Дубовицкая, – та самая, которая до своей общеизвестной телевизионной деятельности работала в Главной редакции пропаганды Всесоюзного радио – в отделе сатиры и юмора. И, если говорить откровенно, то случай, охотно и бодро озвученный Евгением Мартыновым в утреннем радиоэфире, был попросту «сочинён» Региной Игоревной «под Винокура». Ну а после кончины композитора (в 1990 г.) она, в память о нём, предоставила нам этот аудиоматериал в оригинальной магнитофонной записи, – за что мы ей безмерно признательны.
Музыкальным же основанием присутствия Е.Мартынова в передаче была радиопремьера его песни «Ах, как хочется влюбиться!» (со стихами А.Дементьева и А.Пьянова). Заметим, что это весёлое песенное откровение популярного советского автора-исполнителя накануне вышло в граммофонный тираж на пластинке-гигант «Евгений Мартынов поёт свои песни», выпущенной Фирмой «Мелодия». И программа «С добрым утром!», слушаемая всенародно, для «раскрутки» столь залихватского мартыновского опуса была самым подходящим эфирным рупором или, иными словами, хорошим трамплином для песенного полёта. К слову, помимо автора, сей неприхотливый шлягер рубежа 70–80-х годов успешно исполнял молодой украинский певец Николай Гнатюк (в частности на ЦТ и ВР), вступавший тогда в «звёздную» пору своей популярности. Но это уже немного другая, побочная история.

Хронометраж сюжета – 5 мин. 41 сек.
К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«ЗДРАВСТВУЙ, ТОВАРИЩ! Беседа с композиторами Мартыновыми»
Программа Радиостанции «Юность», 1990 г..

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Передача записывалась и вышла в эфир в феврале 1990 года. Многие помнят, что в каждое субботнее утро (как правило на основной радиолинии страны) «товарищ» приветствовал своих слушателей. И эта – поистине не старевшая духом – молодёжная программа была столь же популярна, как, например, воскресная передача «С добрым утром!» или будничная «В рабочий полдень». Будучи довольно объёмной, она всегда выстраивалась из нескольких тематических блоков. И вот одним из таких программных блоков в феврале 90-го стала встреча-беседа корреспондента Радиостанции «Юность» Ольги Краевой с двумя композиторами – Евгением и Юрием Мартыновыми (родными братьями, старшим и младшим соответственно).
Запись беседы производилась в радиостудии ОТРК – Олимпийского телерадиокомплекса, который, правда, давно уже был переименован в «АСК-3», но для останкинцев и людей, соприкасавшихся с Гостелерадио, долго ещё оставался «олимпийским». И, к сожалению, если Юрий Мартынов впоследствии неоднократно принимал участие в записях и «прямых эфирах» разных программ в АСК-3, то для Евгения эта радиобеседа, по сути, оказалась последней, – чем и дорога теперь. Благодаря Ольге Краевой, записанный материал сохранился в оригинале, – хоть и не в полном «наговоренном» объёме, но, во всяком случае, в том эфирном варианте, который вошёл в программу, став историей. И после кончины Евгения Мартынова цитаты из его последних радиооткровений неоднократно использовались в других программах.
Непосредственно музыкальную часть передачи составили две песни: «Васильковые глаза» (музыка Ю.Мартынова, стихи Ю.Гарина) и «Тройка счастья» (муз. Е.Мартынова и Ю.Мартынова, стихи Е.Супонева). А помимо того, в качестве введения к разговору прозвучали припевы песен «Яблони в цвету» (муз. Е.Мартынова, ст. И.Резника) и «Свет воспоминания» муз. Ю.Мартынова, ст. А.Боброва). В ипостаси основного исполнителя, понятное дело, предстал старший из братьев – признанный вокалист. Но в песне «Свет воспоминания» дуэтом звучат голоса младшего Мартынова и Аурики Ротару (младшей сестры Софии). Для полноты информации сообщим, что все прозвучавшие песни, за исключением «цветущих яблонь», незадолго до тех памятных событий были записаны на Студии грамзаписи Фирмы «Мелодия» и вошли в большую авторскую пластинку песен Юрия Мартынова «Посмотри же на меня!».

Хронометраж сюжета – 15 мин. 35 сек.

К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

«В РАБОЧИЙ ПОЛДЕНЬ. Встреча с Евгением Мартыновым»
Программа Всесоюзного радио, 1975 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Это самая ранняя из сохранившихся радиовстреч композитора и певца Евгения Мартынова со слушателями. Она произошла по инициативе традиционной ведущей программы «В рабочий полдень», корреспондента Всесоюзного радио Людмилы Дубовцевой. Именно Людмила Ивановна и предоставила нам этот аудиоматериал в оригинальной записи 1975 года. А поводом для встречи и разговора в студии стала победа Евгения Мартынова на престижном международном фестивале эстрадной песни «Братиславская лира» в Чехословакии, откуда композитор привёз для СССР «Золотую лиру».
Необходимо заметить, что данный фестиваль-конкурс является состязанием отнюдь не исполнителей, а авторов песен, в первую очередь композиторов. По традиции, сначала соревнуются между собой словацкие и чешские песни, а затем – отдельно – иностранные. В обоих конкурсах присуждаются 3 наградные лиры: Золотая, Серебряная и Бронзовая. Советские авторы – до Евгения Мартынова – в Братиславе никогда не побеждали, да и принимать участие в фестивальных мероприятиях предпочитали больше в качестве почётных гостей, как и советские же исполнители. При этом именитых почётных гостей в истории фестиваля действительно было немало: среди них и Том Джонс, и Тото Кутуньо, и Муслим Магомаев, и Карел Готт конечно. «Мартыновский» же 1975-й год являлся для ежегодной «Братиславской лиры» юбилейным – тогда проводился 10-й фестивальный форум. И данный факт придавал ему более авторитетный статус, а победа в нём становилась очень престижной.
Конкретно о том, как всё происходило в Братиславе, молодой лауреат рассказал в передаче сам, причём довольно скромно (в отличие от его известных эстрадных сверсников, которые при возвращении из-за границы неизменно пытались в своих интервью изобразить картины их конкурсных баталий в масштабах и красках сродни битве при Ватерлоо). Подчеркнём только, что лично для Евгения Мартынова, вернее для признания его как «звезды советской эстрады», та конкурсная победа стала не просто знаковой, а краеугольной. Его творение на стихи Ильи Резника «Яблони в цвету» было признано лучшим (оно через полгода стало лауреатом и советской «Песни года»). Аранжировка «яблонь», созданная А.Мажуковым, тоже была признана лучшей. А счастливый автор песни-победительницы, кроме того, был признан ещё и лучшим вокалистом-исполнителем фестиваля, получив при этом несколько призов и грамот (от публики, пресс-центра журналистов и жюри), в частности «За сценическое обаяние» и «За телегеничность».

Отвечая на вопросы корреспондента «рабочего полдня», гость-лауреат рассказал о себе, о своих корнях и планах. Коснувшись самой известной на тот момент своей песни «Баллада о матери» (на стихи А.Дементьева) композитор коротко поведал об истории её создания и об успешном выступлении с ней на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске в 1973 году, – где он стал обладателем 3-й премии (вместе с Р.Ибрагимовым) и завоевал очень дорогой для любого конкурсанта «Приз зрительских симпатий». Ну а музыкально-иллюстративную часть передачи составили 3 мартыновские песни в авторском исполнении: это, естественно, «Яблони в цвету», а также «Баллада о матери» и «Наш день» (на стихи А.Дементьева).

Хронометр передачи – 15 мин. 22 сек.

К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

★ ★ ★ ★ ★
Все права защищены  © Клуб Евгения Мартынова

«ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ. К 40 ДНЯМ ПАМЯТИ Е.МАРТЫНОВА».
Программа радиостанции «Юность», 1990 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

Радиопрограмма, созданная к 40 дням памяти композитора и певца Евгения Мартынова, является, по-своему, исторической и уникальной. Данный факт можно констатировать исходя уже из того, что её участники – это люди родные и максимально близкие по отношению к артисту. А именно: отец – Григорий Иванович, мама – Нина Трофимовна, вдова – Эвелина, брат – Юрий, верный друг – Александр Шишов. Тут не достаёт, разве только, 6-летнего сына Сергея, который был увезён из Москвы на полтора месяца траурных событий, ибо смерть отца от него скрывали. Ведущая программы – довольно известная в те годы и узнаваемая по голосу корреспондент «Юности» Ольга Краева. Она, как настоящий радиокорреспондент, исполнила свою работу не просто качественно и профессионально, – а с полной душевной отдачей, поскольку хорошо знала Евгения и неоднократно приглашала его для участия в передачах «Здравствуй, товарищ!», «Творчество молодых», «Полевая почта «Юности»… Тут примечателен и такой факт: за год до своей кончины Е.Мартынов вместе с братом Юрием посвятили Ольге совместную песню на стихи Е.Супонева «Тройка счастья», – и к Ольгиному дню рождения композитор песню записал, а потом и актёрски сыграл в одноимённом клипе. Помните: «Искал я счастья в жизни долго. Оно с тобой явилось, Ольга!» – это в честь конкретной корреспондентки О.Краевой. Потому в конце своей программы ведущая не преминула вспомнить о данной, почти личной жизненной истории.
Записи всех интервью решено было произвести «у Жени дома»: в течение 40 дней осиротевшая московская квартира на улице Пилюгина для родственников и близких людей по-прежнему оставалась «Жениным домом». И благодаря оперативной инициативе «Юности» сохранился в радиозаписи голос отца, покинувшего наш мир год спустя. Надо сказать, не легко дались отцу и матери рассказы о сыне, ведь их горе было совсем недавним и безутешным – и свежие сердечные раны ещё мучительно болели и обильно кровоточили, несмотря на поддержку друзей и успокоительные таблетки. Только у Эвелины нашлись эмоциональные силы говорить «на улыбке». Впрочем, и брат перед микрофоном пытался держаться пободрее, дабы не усугублять (по мере возможности) безутешно-горестное состояние пожилых родителей – ветеранов ВОВ, инвалидов II группы. Вспоминая Женю, удивительно точно охарактеризовал его творческую индивидуальность А.Шишов. Он, будучи работником ЦК ВЛКСМ и доктором исторических наук, имел на то все основания, поскольку близко знал покойного с 1973 года. В общей компании респондентов, конечно же, не был обделён своим интервью в программе и сам виновник этого грустного торжества: О.Краева использовала фрагмент февральской передачи 1990 года «Здравствуй, товарищ!», в котором Е.Мартынов делился со слушателями откровенными размышлениями о творчестве и песне, о происходивших тогда общественных процессах.
Конкретно музыкальное наполнение программы составили следующие песни композитора: «Лебединая верность» (стихи А.Дементьева), «Яблони в цвету» (стихи И.Резника), «Письмо отца» (стихи А.Дементьева и Д.Усманова), «Белая сирень» (стихи А.Поперечного), «Алёнушка» (стихи А.Дементьева), «Тройка счастья» (о ней уже говорилось). Помимо того, гармонично использовано и звучание инструментальной пьесы «Лебединая верность» в записи оркестра Остравского радио (Словакия, 1975 г.). После эфира программы в редакцию «Юности» от радиослушателей пришло рекордное количество телеграмм, открыток и писем. Так же, впрочем, как и на Центральное телевидение – в ответ на аналогичную телепрограмму с таким же названием, которая транслировалась двумя часами позже. И многие из тех почтовых посланий, откровений и признаний впоследствии были использованы Ю.Мартыновым при написании им книги «Лебединая верность Евгения Мартынова». Однако это уже совсем другая история.

Хронометраж программы – 43 мин. 26 сек.

К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2017 г.)

★ ★ ★ ★ ★
Все права защищены  © Клуб Евгения Мартынова

«УЧАСТНИКИ ПОБЕДЫ. ПОСВЯЩЕНИЕ Н.Т.МАРТЫНОВОЙ»
Радио России, 2005 г.

★ ★ ★ ★ ★


 

★ ★ ★ ★ ★

В свете того, какой горячий отклик получают публикации о маме Евгения Мартынова – Нине Трофимовне, периодически появляющиеся на портале РОО «Клуб Е.Мартынова» в Facebook, – мы публикуем архивное радиопосвящение, которое было адресовано ей в 2005 году в связи с 60-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В рамках «Музыкального приложения» к радиоциклу «Участники Победы», журналист «Радио России» Ольга Ларина посвятила данный сюжет лично Мартыновой Н.Т. (годы жизни последней: 1924–2011) как участнице войны и одному из многих героев той поистине великой Победы.
В основу своего сюжета журналистка положила письмо москвички Валентины Фёдоровны Гроденской. Автор письма – землячка Нины Трофимовны и Евгения Мартынова – так же, как и они, уроженка казачьего волжского города Камышина: напомним, там в 1948 году родился будущий певец и композитор, впоследствии Почётный гражданин города. А конкретно музыкальную часть этого небольшого, но очень трогательного посвящения составила всем известная песня Евгения Мартынова на стихи А.Дементьева и Д.Усманова «Письмо отца», конечно же в авторском, самом дорогом для Нины Трофимовны – сыновьем, Женином – исполнении.

Хронометраж программы – 7 мин. 40 сек.

К интернет-публикации материал подготовили Владимир Макарихин и Юрий Мартынов. (2018 г.)

★ ★ ★ ★ ★
Все права защищены  © Клуб Евгения Мартынова


 

★ ★ ★ ★ ★

В данном разделе аудиоматериалов мы планируем представить как целые радиопрограммы, так и отдельные части из таковых, посвящённые творчеству Евгения Мартынова или его памяти. И тут, в первую очередь, определённую документальную ценность могут иметь прижизненные для композитора материалы: его интервью, использованные в разных радиопередачах, или сами передачи, в которых он когда-то принял участие – отвечал на вопросы и рассказывал о себе. Причём, оригинальные записи бесед с артистом могли происходить не только в студийных условиях, но и в гостинице или в артистической комнате – то есть производиться на диктофон в сугубо корреспондентском формате. А во вторую очередь, не менее интересными для слушателей могут с течением времени быть и некоторые посмертные программы, например содержащие воспоминания родных Е.Г.Мартынова – прежде всего его родителей – или поздравительно-новостные сюжеты, посвящённые им, с использованием песен композитора.

Стоит заметить, что с осени 1990 года различных передач и радиосюжетов, посвящённых памяти популярного советского песенника, было созданно довольно много. При этом, будучи приуроченными к мемориальным датам его жизни, они попросту представляли собой небольшие рассказы о жизни и творчестве артиста, снабжённые музыкальными иллюстрациями. Иными словами, большинство из них какой-либо исторической значимости не имели, информативных откровений не несли и художественной оригинальностью не отличались, – чтобы спустя время претендовать на «увековечение» в интернете. Тем более что всегда формообразующей основой таких программ (многие из которых, кстати, транслировались в прямом эфире) являлись не дикторские рассказы, а мартыновские песни в авторском (реже не авторском) исполнении, которые представлены на нашем портале сами по себе. Потому данный аудиораздел сайта, в сравнении с аналогичным разделом «Видео», вряд ли со временем станет столь же объёмным и разнообразным. Однако при этом мы надеемся, что для поклонников таланта Е.Г.Мартынова он всё равно будет представлять определённую ценность и, в своём роде, оставаться оригинальным.

★ ★ ★ ★ ★

СТУДИЙНЫЕ  ★  ПАВИЛЬОННЫЕ  ★  ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ★  РЕСТАВРИРОВАННЫЕ  ★  НЕАВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РАДИОПРОГРАММЫ 

 

★ ★ ★ ★ ★
Все права защищены  © Клуб Евгения Мартынова

 




[widgets_on_pages id=»1″]

[widgets_on_pages id=»poisk»]